Кубок Красноярья
Главное меню
Счетчики
Яндекс.Метрика
ЛАМБАДА
10.07.2011 08:57

lambadaСлово «ламбада» обозначает как ритм (смесь каримбо и меренге), так и танец, который объединяет в себе элементы форро (forró), самбы, меренге и maxixe (бразильского танца девятнадцатого века, имевшего огромный успех в Европе).

Танец ламбада сексуален, но танцуют его люди всех возрастов и обоих полов, которые и думать не хотят о «грязных» трактовках, придуманных плохими людьми в очень плохих голливудских фильмах. Ламбада изящна и весьма быстра; поверьте, когда вам приходится на танцполе так быстро двигаться и еще думать о том, как бы не споткнуться и неупасть, секс – это ПОСЛЕДНЯЯ вещь, которая приходит на ум. Так или иначе, ритм ламбады появился на Амазонке, позднее был переделан багийцами (они придумали степы)… а остальное – история!

История Ламбады

История ламбады очень интересна, потому что составлена она из множества современных сказок. Довольно сложно услышать одну и ту же историю ламбады от двух людей – каждый добавляет в нее что-то свое.

Мне посчастливилось танцевать в Бразилии задолго до того, как произошел бум так называемой Ламбады, и я могу проследить пришествие этого ритма к популярности и его упадок как в Бразилии, так и в других странах.

 

 

Занимаясь исследованиями, результаты которых отражены в этой статье, я побывал в Пара (этот второй крупнейший штат Бразилии, расположенный в северной части страны рядом с южными Карибскими островами, отличается особой культурой, кулинарией и танцеванием) и в других штатах вниз по северо-восточному побережью в Бразилии; и закончил свой путь в Багии.

Я начинаю свой рассказ.

Истоки – «Каримбо»

Во времена, когда Бразилия была португальской колонией (1500-1822 гг.) в северной части страны существовал популярный танец под названием каримбо. Он был очень чувственен и основывался на том, что женщина, кружась, старалась «накрыть» мужчину своими круглыми юбками. Играли барабаны, сделанные из стволов деревьев, специально обожженных огнем. Шло время, танец менялся, менялась и музыка. Из-за близости Карибских островов сказалось сильное влияние карибской музыкальной культуры, и даже сегодня мы можем почувствовать это, если послушаем карибские радиостанции в северных штатах Бразилии (например, в Амапе).Эта тесная связь произвела на свет некоторые новые ритмы - Sirimbó и Lari Lari; словом, танец каримбо в конечном итоге изменился так, что перестал быть на себя похож.

Название и Отец

Через некоторое время местная радиостанция Белема (столица штата Пара) стала называть этот новый вид музыки «ударным ритмом» и «ритмами Ламбады» (Ламбада – слово местного наречия, обозначающее сильные ритмические удары музыки). Это последнее название «ламбада» очень всем понравилось и стало ассоциироваться с новым обликом старого танцевального стиля.

Тогда каримбо снова стал танцеваться парами; он очень напоминал меренге, но содержал большее количество кружений. В 1983 году мне случилось танцевать его в Белеме и Макапе (столица штата Амапа). Кроме того, я купил у парня, который называл себя Pinduca несколько пластинок каримбо; этот парень был очень известным певцом на севере Бразилии, и все считали, что именно он – настоящий отец Ламбады, хотя кроме севера страны его больше нигде не знали и не узнали.

Смешение металлической и электронной музыки Карибских островов вновь изменило облик каримбо, и музыка быстро распространилась по всему северо-восточному региону Бразилии (самые туристические места); только этот новый каримбо назывался уже ламбадой.

Ламбада из Багии – Первый Бум

Ламбада путешествовала по побережью и, наконец, достигла Багии (старейшего бразильского штата), где начала испытывать влияние танца форро (еще один старый бразильский стиль с акцентированным ритмом). Постепенно музыкальный размер ламбады стал 4/4, а не 2/2, как раньше; можно с уверенностью говорить, что именно тогда ламбада совершенно потеряла сходство со своим прародителем каримбо.

Ламбада танцевалась с согнутыми ногами, степы исполнялись из стороны в сторону и никогда – спереди назад. В моде были тесные юбки, и случилось так, что они начали ассоциироваться с ламбадой, а ламбада – с ними. До сих пор в некоторых местах (например, в «Lambar» – в ночном клубе города Сао Пауло) встречаются классические пары: дама в узкой юбке и мужчина в длинных брюках.

В годы распространения ламбады набирал популярность и Карнавал из Багии; ежегодно появлялся какой-нибудь новый стиль танца, только чтобы исчезнуть за год из-за низкой туристической активности. Так, за несколько лет до ламбады среди множества других танцев танцевались фрикоте и ти-ти-ти, о которых сегодня никто и не вспоминает.

Вместе с «Trio-eletricos» (большие передвижные платформы с громкоговорителями, на которых музыканты и поныне выступают во время Карнавала) ламбада стала распространяться по Багии и обустроилась в городе Порто Сегуро. Во время первого бума ламбады юго-восточный регион Бразилии (наиболее развитый экономически) относился к ритмам, которые приходили из Багии, с нескрываемым презрением (считалось, что все эти ритмы живут только летом и потом умирают).

Сейчас ходит сказка о том, что, якобы, в тридцатые годы двадцатого века танцевание ламбады было запрещено. Это не так. В действительности запрещен был танец Maxixe – за вызывающие тексты и откровенные движения. Ламбада же на пике своей популярности считалась многими непристойной потому, что эти «многие» вообще ничего не знали о танце и пытались высосать шумиху из пальца, превратить в порнографию чувственный, утонченный стиль. Самое смешное, что много лет спустя, уже в наше время, существуют действительно едва ли не порнографические танцы (например, «dança da garrafa»), и людей это нимало не волнует. Dança da garrafa – это танец, в котором женщина пытается приблизиться промежностью как можно ближе к стоящей бутылке так, чтобы не коснуться горлышка.

Хотя все признавали, что ламбада – это настоящая лихорадка лета, до настоящего мирового признания ей было далеко. Многие первые ламбатерии (места, где танцуют ламбаду) не могли выжить в условиях зимнего оттока туристов и потому закрывались. Однако ламбада не умирала…

Международный Ритм

Пока в Бразилии ламбада боролась с зимой, у некоторых европейцев появились на нее планы.

Однажды в конце лета несколько французских бизнесменов приехали в Бразилию и купили музыкальные права на 300 композиций в стиле ламбада. Потом вернулись во Францию и организовали группу «Kaoma», вложив серьезную сумму в раскрутку. Так ламбада стала стилем, известным на весь мир, и достигла даже дальнего востока Японии, где осталась и по сей день.

Второй Бум

Мировая лихорадка ламбады была такой сильной, что случилось почти невозможное: она вернулась в Бразилию, и куда бы вы думали? – в тот самый экономически развитый юго-восточный регион, который ее ненавидел. Это возвращение изменило способ танцевания ламбады, и впервые за тридцать лет со времен «Биттлз» танцевать стали парами. То, что сегодня в Бразилии имеются тысячи школ бальных танцев, огромные сетевые конференции и десятки тысяч довольных танцоров – заслуга французов из «Kaoma» и их международного успеха.

Эту вторую волну я называю Вторым Бумом Ламбады. Событие это очень сильно повлияло на мировую культуру. Мало того, что молодые люди вновь стали танцевать парами – ламбада превратилась в международный феномен под названием Самба.

Забавная ирония этой истории в том, что самое известное в мире музыкальное произведение в стиле ламбады «Chorando se foi» («Она ушла в слезах») на самом деле – боливийского происхождения и называется «Llorando se fue» (то же самое). На обложке боливийского альбома с этой песней написано «Ламбада»; отсюда и вторая сказка: ламбада пошла из Боливии. Это тоже ошибка.

Перемены

Распространившись по миру, танец сильно изменился. Из-за того, что хороших танцоров ламбады не хватало для съемок фильмов и шоу, большинство профессионалов стали вносить в нее изменения. В ламбаду добавились кружения и степы, похожие на элементы джайва и ист-кост свинга, а также некоторые акробатические движения.

Ламбада игралась на всех радиостанциях, и некоторые музыканты (например, Sidney Magal и Fafá de Belém) в попытках следовать моде создавали настоящие хиты. Однако довольно скоро обнаруживалось, что их заинтересованность в ламбаде основана исключительно на старании заработать побольше денег. Такие музыканты быстро забывались.

Упадок и Новая Музыка

Спустя некоторое время многих композиторов ламбады стали забывать. Музыка и танец теряли свою силу, и миллионы фанатов по всему миру были перед этим беспомощны.

Некоторые танцоры начали смешивать ламбаду с другими музыкальными стилями, чтобы успеть в полной мере насладиться ею перед тем, как она навечно канет в Лету.

Музыка ламбады смешивалась с карибскими Soca, Merengue, Salsa и Zouk. И однажды стало ясно, что танец ожил: восстановился былой стиль, в нем стало меньше акробатики и больше мягкости, нежности и контактности. К сожалению, как заявляют некоторые танцоры и педагоги (например, бразильский учитель Israel Szerman), сегодня почти во всей Бразилии танец меняет свое название на Zouk.

Но я спрашиваю себя: а правда ли к сожалению? Так или иначе, Zouk – это потомок или даже родной сын нашей любимой старой ламбады.

Для меня разговор о ламбаде проникнут философией. Главная цель, почему я делюсь этим текстом с вами – я хочу рассказать об истории, в которой мне посчастливилось жить, и рассказать правдиво, так, как она вершилась на самом деле. Должно быть, счастливы люди страны с такой богатой культурой, что у каждого ее жителя есть собственный национальный ритм.

И, должно быть, еще счастливее люди, которые могут позаботиться о собственной культуре так, чтобы она не умерла никогда. Крепкие объятия, ламбадьерос и зукейрос!

статья с сайта www.danzalatina.co.nz