Главное меню
Счетчики
Яндекс.Метрика
Танец на языке вдохновения
20.06.2011 14:10

vdohnovenieТанец — совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпрепровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А ещё танцы — прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Танцы наших предков

Танец — один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8–6 тысячелетиям до н. э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты складывались на основе наблюдений за животными: образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя и т. п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. (А, как известно, уверенность в успехе — это уже наполовину успех.) В разных культурах изначально формировались свои танцевальные традиции — структура, содержание, типология, ритмика. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Искусство их исполнения нередко сравнивают с искусством написания изящных иероглифов.

 

 

Основу индонезийского танца составляют фиксированные четкие па; европейский танец — это сочетание движений солиста и ансамбля, рождающее целостную композицию; в африканском танце много эротического (специфические вращательные и колебательные движения бедер); в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Кстати, индийское танцевальное искусство самое древнее. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который танцуя создал из хаоса Вселенную. В древности к танцу относились очень серьезно. В Китае даже было создано специальное государственное учреждение — Музыкальная палата (Юэфу), курировавшая певцов и танцоров (их насчитывалось около 800). Танец выполнял не только и даже не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Так, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира и двух его началах — инь (темное женское) и янь (светлое мужское). Индийские танцы демонстрировали представления индусов об устройстве Вселенной, движении звезд и планет и т. п.

Часто танцы служат средством массового внушения, психологического манипулирования. Здесь уместно вспомнить африканские народные танцы и ритуалы шаманов. Обычно они длятся очень долго — несколько часов или даже от захода до восхода солнца. Их ритмический рисунок согласован с ритмикой ударных инструментов («говорящих барабанов») — тамтамов, бубнов. Солист задает ритм, постепенно ускоряющийся и усложняющийся. Движения и звуки оказывают мощное психологическое воздействие на всех участников церемонии — они впадают в экстатическое состояние, помогающее, по их мнению, достичь «просветления». Танцы могут быть и механизмом массовой релаксации, и способом «выпустить пары» (например, воинственные танцы снимают излишнюю агрессивность).

Танцевальные ритмы вселенной

Прошло много веков, мир неузнаваемо изменился, а человек продолжает танцевать. Почему? Организм — сложнейшая саморегулирующаяся система. Помимо множества других физиологических факторов большое значение для его жизнедеятельности имеет ритмичность. Все внутренние органы и психические процессы функционируют в определенном ритме. Движение Природы — живой и неживой, макро- и микрокосмоса — тоже подчиняется определенному ритму. Человек — часть Вселенной, и потому для него обязательны законы её существования. Мы можем в течение многих лет ни разу не взглянуть на звездное небо, не подозревать о существовании некоторых планет, но тем не менее испытываем их влияние (например, всем известно, как полнолуние действует на самочувствие и настроение). И чем больше наш внутренний ритм будет соответствовать ритму Природы, тем более гармоничным станет наше бытие. Это хорошо понимали в древности. Наши предки танцевали, когда хотели слиться с природой, энергетически подпитаться от нее. Последователь суфизма Хазрат Инайят Хан писал: «Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние Гармонии и Ритма». Танец дарит человеку здоровье, понимаемое не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализация.

Но танец — это и прекрасный лекарь. Он способствует уменьшению локального мышечного напряжения — так называемых зажимов. Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка равновесия и дыхания, улучшаются подвижность и осанка. Любые танцы учат владеть своим телом, помогают скорректировать фигуру. (Современные танцы сжигают 300 ккал за полчаса, балет, бальные танцы и чечетка — 200, народные — 225.)

Танцуя, лечим душу

Танцы — прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии. Танец позволяет рассказать окружающим о своих переживаниях и чувствах. Он раскрывает то, что прячется в глубинах подсознания, и, возможно, является истинной причиной психологического дискомфорта. Ведь мы не всегда решаемся признаться себе, а тем более окружающим в собственных ощущениях. Однако любовь, ненависть, сочувствие, восхищение можно передать через танец. Танцы иногда лечат душу лучше, чем слова. Танцуйте! Вы станете доверять себе, почувствуете жажду жизни — ведь если можно красиво двигаться, значит, можно красиво жить!

Чудесная метаморфоза, или как гусеница может стать бабочкой

Как практически реализовать психотерапевтическую функцию танца? Мой многолетний опыт позволяет рекомендовать читателям собственную разработку — ритмотренинг «Метаморфоза». Он подходит не только для профилактики и реабилитации различных психосоматических нарушений — с его помощью возможны действительно чудесные превращения. Вы раскроете в себе таланты, о которых даже не подозревали. Научившись самовыражаться в движении, Вы наверняка сможете выразить себя и в других видах творчества. Основой методики ритмотренинга являются упражнения, имитирующие движения личинки, гусеницы, куколки и, наконец, бабочки. Эти образы выбраны мною не случайно — жизненный цикл развития бабочки как нельзя лучше символизирует этапы формирования человеческой души. Движения ритмотренинга невозможно заучить раз и навсегда, они строго индивидуальны. Вы должны вдохновенно импровизировать, внимательно прислушиваться к себе, довериться своей интуиции. Итак, нужно встать не позже 7 ч утра, раздеться, включить ритмичную музыку, закрыть глаза и сконцентрироваться на своих ощущениях, представляя себе образ бабочки — символ свободного полета. Конечно, «зажимы» и неуверенность трудно преодолеть сразу. Наберитесь терпения, помните — всему свое время.

Начнем со стадии личинки. Сосредоточьтесь на внутреннем ритме. Личинка живет в ограниченном пространстве. Динамика Ваших движений тоже строго ограниченна — Вы совершаете колебательные движения (именно так может двигаться личинка). Подчинитесь им, даже если их ритм не совпадает с музыкальным. Это Ваш внутренний ритм, диктующий Ваше индивидуальное состояние комфорта. В процессе тренинга следует поразмышлять: «Я — личинка» — какая она? чего она хочет? почему хочет именно этого? Следующий этап — стадия гусеницы. Это активные движения, дающие возможность выплеснуть эмоции. Ваш внутренний ритм самопроизвольно согласуется с ритмом музыки. Подумайте о том, как выглядит Ваша гусеница, как перемещается. Далее следует стадия куколки. Полностью сосредоточьтесь на анализе того, что Вы хотите выразить своей пластикой. Сдерживайте амплитуду движений, ведь Вы пока «куколка». Ваша внешняя моторика (двигательная активность) согласуется с внутренней, как бы перетекая в нее. Таков теперь язык Вашего тела! Учитесь его понимать, чтобы в дальнейшем, когда Ваша «бабочка», взмахнув руками-крыльями, станцует «на полупальцах» спонтанный танец чувств и мыслей, Вы точно понимали, что именно танцуете.

Если у Вас несколько раз получилось выразить в танце свой восторг и упоение жизнью после «рождения из куколки», поздравляю — Вы обрели себя, свое истинное Я. Вас больше не стесняют никакие рамки, ибо танцует ваша Душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное — тают иллюзии, уходят неприятные переживания, воспоминания и вместе с тем высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не хватает всем нам, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите её вокруг себя.

Будьте здоровы!

Статья с сайта http://www.socialdance.ru/