В Африке танцуют все. Никакой дискриминации по комплекции. Никакого индивидуализма. Никаких «парных бальных» за очень малым исключением. Танцует все сообщество – от детей до людей вполне почтенного возраста. Солист или пара могут выступить только в середине круга, внутри своего коллектива. Но касаться друг друга в этой паре не принято. Четкой границы, кстати, между выступающими и зрителями нет: последние могут легко вступить в круг, даже если это ритуальный танец.
Единственное разделение, которое может существовать – гендерное: есть танцы, которые танцуют женщины, есть строго мужские. Мужчины часто используют чисто «мужские предметы» – палки, оружие, в танце встречаются элементы бокса (меренга). В Бурунди и Руанде есть танец Будемера, который исполняется мужчинами в круге, а у вождя – коровьи хвосты в руках.
Дети обязательно подчеркивают свою гендерную роль: я – мужчина, или я – женщина. Никаких специальных детских игровых танцев, здесь все – взрослые. Пусть будущие, но уже сейчас все «не по-детски». Девочки в некоторых сообществах специально изучают свои танцы, мальчикам важно показать свою выносливость и мужество.
Мужчины много прыгают. Это и подражательные движения зверей, и определенный рисунок танца. Масаи вообще только прыгают и больше ничего. Зато сразу видно – кто выше прыгает, тот, значит, лучше танцует. Кстати, чуть ли не единственный в Африке народ, который не использует барабаны.
У женщин – огромное количество движений, большая часть из них – на полусогнутых ногах (но не то же самое, что деми плие в балете), тело слегка наклонено. Кручение, тряска нижней части тела – особое женское искусство. Подавляющая тематика – чисто женская (со ступой, например), но есть и танцы с ножами.
В африканских танцах тело разговаривает, артикулирует. И артикулирует сложно, полиритмично. Конечности, плечи, голова, грудь, бедра могут совершать одновременно разные движения. Даже не двигаясь в пространстве, тело танцующего может совершать множество сложнейших движений отдельными частями. А если прибавить сюда частые ритмичные колебания назад и вперед, то получается целый комплекс-танец на одном месте.
Африканский танец в Танзании (Фото: Chen Hualin, en.wikipedia.org) Африканский танец в Танзании (Фото: Chen Hualin, en.wikipedia.org)
Вариантов африканских танцев множество. Все они подразделяются на «разделы» по своей тематике.
Танцы воинов. Они по-разному называются (например, Мокоротло в Лесото), но довольно схоже танцуются, что неудивительно. Самый известный танец – Агбекор (в древности назывался Атамга – «высокая клятва»). Традиционно танцуется в Западной Африке, популярен у народа эве (Гана, Бенин). В этом танце высока подражательная часть военных «тактических» движений.
Еще один знаменитый танец – Нголо – «танец зебр» (Ангола, Мозамбик). Изначально – как поединок племен мазингас и камбиндас, где победитель получал в качестве приза приглянувшуюся девушку без выкупа. И танец-борьба Нголо, «переехав» вместе с рабами в Бразилию, стал основой всемирно известного танца-борьбы Капоэйры.
Танец-борьба Нголо (акварель, Национальная Библиотека Австралии, en.wikipedia.org) Танец-борьба Нголо (акварель, Национальная Библиотека Австралии, en.wikipedia.org)
Танцы охотников. Африканские танцы часто напоминают о главном виде жизнедеятельности человека – охоте: и сами движения, и звериные маски. Здесь и Мдомнаг (Чад), Лингун (Бенин), Ндламу (ЮАР). Танцоры в звериных шкурах (леопардовых, обезьяньих), в птичьих перьях изображают самые захватывающие моменты охоты. И со стороны зверей тоже…
Танцы урожая. Ритуальный характер африканских танцев – издревле самый важный. Обращение к богам, просьба о хорошем урожае и о достатке воды, что немаловажно, поскольку речь идет о танцах тех стран, которые находятся неподалеку от Сахары (за Сахарой). Тема плодородия – древнейшая и важнейшая для человечества.
Танцы любви. Исполняются в определенных случаях: например, женщинами на свадьбе в честь невесты.
Ритуальные танцы инициации. Признание взрослости со стороны сообщества и гордости со стороны молодежи – главный смысл этого действа. Удивительно, но эти танцы сохранились в большинстве стран.
Танцы-приветствия в честь дорогого гостя. Подчеркивается уважение к гостю и удовольствие от его присутствия. В танце рассказывается и о том, насколько замечательно талантливы и прекрасны сами хозяева тоже.
Танцы – вызывание духов – традиционны для многих районов Центральной и Западной Африки. Духи – ориша – эманации единого бога бога-творца Олодумаре. Это очень серьезные и важные духи, которые «регулируют» почти всю человеческую жизнь. Культ ориши распространен в том числе на Кубе и в Бразилии. Какиламбе – танец, названный в честь лесного могущественного ориши. Духа вызывают танцем, и он является в образе большой танцующей статуи (соломенно-деревянно-тряпичной) и в маске.
Кроме вызывания духов, танцами можно духов и изгнать (таков Мганда, мапико в Мозамбике).
Особое место занимают Исцеляющие танцы (или Лечебные, или Танцы Врачевания). По описанию очевидцев, эти танцы не только могли вывести человека из тяжелого психологического состояния, связанного, скажем, с гибелью близкого человека, но и реально лечить, например, эпилепсию. Здесь, конечно, научных данных мало. В любом случае, то, что хорошо в рамках одной культуры и верований, не случайно и может сработать именно там. Но вряд ли будет работать для человека другой культуры.
Во всех этих группах танцев, кроме Какиламбе, наиболее известны танцы Ндламу, Амбассе Бей (Ambasse bey or ambas-i-bay) и Букутси из Камеруна, Квасса-Квасса из Конго, Янкади из Гвинеи, Лингун (Бенин), Купе Декале (Coupé-Décalé – Берег Слоновой Кости и уже давно Париж) и многие другие.
Интерес к африканским танцам в наше время неслучаен. Они мало изучены, хотя их влияние на современную танцевальную культуру несомненно. И они впечатляют, приковывают взгляд. Кем бы мы себя ни считали и в какие бы теории о своем происхождении ни верили, «дикая» завораживающая магия этих танцев мало кого оставляет равнодушным.
http://shkolazhizni.ru |